Улан-Удэ — настоящий клад для ценителей архитектуры. Здесь хорошо сохранился исторический центр с купеческими домами, их дворами и наличниками. Советская типовая застройка разных годов отличается ярким национальным колоритом. И на этом фоне быстро растет современный город с многоэтажками и торговыми центрами. В этом материале мы рассказываем об архитектуре советского Улан-Удэ.
Жилые дома в советское время строили по типовым проектам. «Сталинки», «хрущевки», «брежневки» похожи на всех своих братьев в других городах и одновременно не похожи. Архитекторы продолжали традицию, заложенную архитектором Людвигом Минертом (о нем мы расскажем чуть позже), и вносили традиционные бурятские мотивы в проекты даже самых обычных многоквартирных домов. Так, на балконах, панелях, ограждениях крыш появились «улзы» — древние орнаменты-плетенки, символизирующие счастье, и другие узоры. Традиция продолжилась и в современном строительстве — часто у многоэтажек можно наблюдать закругленные крыши, как у буддийских дацанов, узоры и орнаменты украшают не только дома, но и дорожные ограждения, остановочные пункты, фонарные столбы. Эти элементы придают особенный стиль городу, делают его запоминающимся и необычным.
Торжество сталинского ампира на площади Советов
Начало всех путешествий по Улан-Удэ почти всегда начинается с площади Советов. Здания вокруг нее выглядят единым ансамблем, но не все они были построены в одно время. Одним из первых здесь появился Дом Советов, который расположен за головой Ленина. Строительство закончилось в 1933 году, автором проекта стал ленинградский архитектор Андрей Оль. Позже здание дополнили двумя пристроями, барельефом с лозунгом из накладных букв. Это первое здание эпохи позднего конструктивизма в Бурятии. В том же стиле построены ТЭЦ-1 с портретом Ленина и главное здание Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода.
Возвращаемся на площадь Советов. Строительство здания Обкома КПСС, которое сейчас занимает Народный Хурал республики Бурятия, началось в 1938 году. К этому времени рядом уже были главпочтамт и несколько других построек, но новое здание стало ключевым в облике главной площади города. Это отмечал и архитектор Людвиг Минерт. Именно он создал проекты (как авторские, так и совместно с другими архитекторами), по которым построены самые знаменитые здания города — Дом политического просвещения, Дом радио, комбинат «Забайкаллес», городская АТС, аэровокзал, Дом художника, республиканская больница, а также интерьеры клубов стеклозавода, мясокомбината и авиационного завода, жилые дома.
Людвиг Минерт приехал в Улан-Удэ в 1950 году с только что полученным дипломом Новосибирского инженерно-строительного института и стал главным архитектором «Бурятмонголпроекта». Он глубоко исследовал основы буддийской храмовой архитектуры и удачно вписал их особенности в проекты новых зданий, что поощрялось в национальных республиках в те времена. Так, величественный сталинский ампир приобрел уникальные черты за счет дополнений в декоре, закругленных форм и использования символов и орнаментов. Спустя пять лет работы в Бурятии, Минерт переехал в Новосибирск, а позже в Берлин.
Дом радио и здание «Забайкаллеса» (сейчас гостелерадиокомпания «Бурятия» и Министерство финансов республики) изначально проектировались как единый архитектурный ансамбль. Угловая башня отдает дань времени — она украшена шпилем со звездой в венке из колосьев. На башне два циферблата, обращенные в сторону площади Советов и здания Театра оперы и балета. Долгое время часы не работали, но сейчас у них электронный механизм и они исправно показывают местное время.
Величественный Дом политпросвещения (сейчас это здание Бурятской филармонии), считается одним из самых красивых зданий города. Вход обрамлен колоннами и советской символикой, двери богато украшены растительными узорами. Интерьеры зрительного зала, входного фойе и фойе зрительного зала сохранили свой облик — здесь вас встречают большие зеркала, роскошные люстры, массивные колонны, лепнина и золотые элементы декора.
Рядом с Бурятской филармонией размещен отель «Байкал Плаза». В годы войны здесь располагался лечебный корпус эвакогоспиталя. А неподалеку как бы спиной к отелю стоит самая высокая гостиница республики «Бурятия», строительство которой началось еще в 70-е годы, а закончилось только в 1993 году. Это здание едва ли не единственное в центре города, созданное в стиле советского модернизма.
Начало всех путешествий по Улан-Удэ почти всегда начинается с площади Советов. Здания вокруг нее выглядят единым ансамблем, но не все они были построены в одно время. Одним из первых здесь появился Дом Советов, который расположен за головой Ленина. Строительство закончилось в 1933 году, автором проекта стал ленинградский архитектор Андрей Оль. Позже здание дополнили двумя пристроями, барельефом с лозунгом из накладных букв. Это первое здание эпохи позднего конструктивизма в Бурятии. В том же стиле построены ТЭЦ-1 с портретом Ленина и главное здание Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода.
Возвращаемся на площадь Советов. Строительство здания Обкома КПСС, которое сейчас занимает Народный Хурал республики Бурятия, началось в 1938 году. К этому времени рядом уже были главпочтамт и несколько других построек, но новое здание стало ключевым в облике главной площади города. Это отмечал и архитектор Людвиг Минерт. Именно он создал проекты (как авторские, так и совместно с другими архитекторами), по которым построены самые знаменитые здания города — Дом политического просвещения, Дом радио, комбинат «Забайкаллес», городская АТС, аэровокзал, Дом художника, республиканская больница, а также интерьеры клубов стеклозавода, мясокомбината и авиационного завода, жилые дома.
Людвиг Минерт приехал в Улан-Удэ в 1950 году с только что полученным дипломом Новосибирского инженерно-строительного института и стал главным архитектором «Бурятмонголпроекта». Он глубоко исследовал основы буддийской храмовой архитектуры и удачно вписал их особенности в проекты новых зданий, что поощрялось в национальных республиках в те времена. Так, величественный сталинский ампир приобрел уникальные черты за счет дополнений в декоре, закругленных форм и использования символов и орнаментов. Спустя пять лет работы в Бурятии, Минерт переехал в Новосибирск, а позже в Берлин.
Дом радио и здание «Забайкаллеса» (сейчас гостелерадиокомпания «Бурятия» и Министерство финансов республики) изначально проектировались как единый архитектурный ансамбль. Угловая башня отдает дань времени — она украшена шпилем со звездой в венке из колосьев. На башне два циферблата, обращенные в сторону площади Советов и здания Театра оперы и балета. Долгое время часы не работали, но сейчас у них электронный механизм и они исправно показывают местное время.
Величественный Дом политпросвещения (сейчас это здание Бурятской филармонии), считается одним из самых красивых зданий города. Вход обрамлен колоннами и советской символикой, двери богато украшены растительными узорами. Интерьеры зрительного зала, входного фойе и фойе зрительного зала сохранили свой облик — здесь вас встречают большие зеркала, роскошные люстры, массивные колонны, лепнина и золотые элементы декора.
Рядом с Бурятской филармонией размещен отель «Байкал Плаза». В годы войны здесь располагался лечебный корпус эвакогоспиталя. А неподалеку как бы спиной к отелю стоит самая высокая гостиница республики «Бурятия», строительство которой началось еще в 70-е годы, а закончилось только в 1993 году. Это здание едва ли не единственное в центре города, созданное в стиле советского модернизма.
Благородная монументальность проспекта Победы
Ярким примером сталинской архитектуры в Улан-Удэ считаются дома на проспекте Победы. Ради масштабного проекта в 60-е годы эта улица была полностью освобождена от деревянной застройки. На ее месте расположились дома с высокими потолками, в которых жили представители творческой и научной интеллигенции и видные партийные работники. Проспект застроен монументальными, богато украшенными зданиями только с одной стороны. С другой стороны ровно посередине проспекта установлен монумент в виде танка T-З4. От него спускаются две лестницы, установленные в виде крыльев. Перед памятником горит вечный огонь, а у подножия высажена аллея, которая сейчас считается одним из самых уютных мест отдыха в центре города.
Дома на проспекте Победы создают единый ансамбль, но если присмотреться — каждый из них особенный, с неповторимыми деталями. Например, у жилого дома № 16 с магазином «Янтарь» есть башня, а фасад дома под № 9 украшает античная ваза. На каждом из строений установлено множество памятных табличек, благодаря которым можно узнать о знаменитых жителях, которые когда-то гуляли по тому же цветущему проспекту много лет назад.
Ярким примером сталинской архитектуры в Улан-Удэ считаются дома на проспекте Победы. Ради масштабного проекта в 60-е годы эта улица была полностью освобождена от деревянной застройки. На ее месте расположились дома с высокими потолками, в которых жили представители творческой и научной интеллигенции и видные партийные работники. Проспект застроен монументальными, богато украшенными зданиями только с одной стороны. С другой стороны ровно посередине проспекта установлен монумент в виде танка T-З4. От него спускаются две лестницы, установленные в виде крыльев. Перед памятником горит вечный огонь, а у подножия высажена аллея, которая сейчас считается одним из самых уютных мест отдыха в центре города.
Дома на проспекте Победы создают единый ансамбль, но если присмотреться — каждый из них особенный, с неповторимыми деталями. Например, у жилого дома № 16 с магазином «Янтарь» есть башня, а фасад дома под № 9 украшает античная ваза. На каждом из строений установлено множество памятных табличек, благодаря которым можно узнать о знаменитых жителях, которые когда-то гуляли по тому же цветущему проспекту много лет назад.
Практичность и строгая красота соцгородка ЛВРЗ
В 30-е годы для работников Паровозоремонтного завода был выстроен соцгородок — целый «город в городе» в суровом стиле постконструктивизма с широкими аллеями, больницами, школой, детскими садами и культурным центром. Сейчас здесь живут не только заводчане, а гуляют по знаменитой лестнице из 104 ступеней и наслаждаются живописным видом как улан-удэнцы, так и туристы. Каскадная лестница гармонично встроена в архитектурный ансамбль и ведет от площади Славы к Дому культуры, который в советское время служил и местом сбора молодежи, и детским домом творчества, и кинотеатром с библиотекой. Во главе лестницы возвышается памятник Ленину, далеко не единственный в городе, но, пожалуй, самый динамичный.
Одним из первых в соцгородке появился дом с двумя сквозными арками по улице Октябрьская, 21. Здесь поселились инженерно-технические работники завода, за это в народе его прозвали «домом специалистов». Это огромный комплекс, включающий несколько блоков разных планировок — от коммуналок до многокомнатных квартир. В нем же была столовая и даже детская музыкальная школа — всё продумано для комфорта жителей.
Вместе с соцгородком появился и Парк имени Орешкова. Просторные прогулочные дорожки, многочисленные лавочки, танцплощадка, фонтан, окруженный скульптурами рабочих-заводчан, качели-лодочки и питьевые фонтанчики в виде каменных белочек — вот как запомнили его жители района. Какое-то время парк находился в запустении, но сейчас обрел новую жизнь. Здесь несколько детских площадок, скейтпарк, есть пешеходные и велодорожки, кафе и много жизни.
В 30-е годы для работников Паровозоремонтного завода был выстроен соцгородок — целый «город в городе» в суровом стиле постконструктивизма с широкими аллеями, больницами, школой, детскими садами и культурным центром. Сейчас здесь живут не только заводчане, а гуляют по знаменитой лестнице из 104 ступеней и наслаждаются живописным видом как улан-удэнцы, так и туристы. Каскадная лестница гармонично встроена в архитектурный ансамбль и ведет от площади Славы к Дому культуры, который в советское время служил и местом сбора молодежи, и детским домом творчества, и кинотеатром с библиотекой. Во главе лестницы возвышается памятник Ленину, далеко не единственный в городе, но, пожалуй, самый динамичный.
Одним из первых в соцгородке появился дом с двумя сквозными арками по улице Октябрьская, 21. Здесь поселились инженерно-технические работники завода, за это в народе его прозвали «домом специалистов». Это огромный комплекс, включающий несколько блоков разных планировок — от коммуналок до многокомнатных квартир. В нем же была столовая и даже детская музыкальная школа — всё продумано для комфорта жителей.
Вместе с соцгородком появился и Парк имени Орешкова. Просторные прогулочные дорожки, многочисленные лавочки, танцплощадка, фонтан, окруженный скульптурами рабочих-заводчан, качели-лодочки и питьевые фонтанчики в виде каменных белочек — вот как запомнили его жители района. Какое-то время парк находился в запустении, но сейчас обрел новую жизнь. Здесь несколько детских площадок, скейтпарк, есть пешеходные и велодорожки, кафе и много жизни.
Театры и традиционные бурятские мотивы
Открытие Театра оперы и балета состоялось в 1952 году. Его проектировали еще в 30-е годы как научно-культурный комбинат с концертным залом, музеем, библиотекой и театром, на время войны строительство было заморожено и возобновилось только после ее окончания. Фасад и внутреннее убранство театра соединяет в себе как национальные мотивы, так и классические приметы «сталинского ампира». Входные колонны покрыты орнаментами и стилизованными буддийскими символами, на лепнине можно разглядеть соболей и белок, внутри театра много золота и массивных украшений, а также монументальный горельеф «Дружба народов» и потолок с плафоном, изображающим торжество социалистического строя.
Еще один шедевр советской архитектуры Улан-Удэ — здание Бурятского драматического театра. Он построен гораздо позже, в 1982 году и сочетает уже другой архитектурный стиль — брутализм, — с теми же национальными элементами. На фасаде размещен барельеф «Цветущая Бурятия», а внутри использованы элементы традиционных ремесел: панно бурятской художницы Аллы Цыбиковой, занавес из конского волоса, люстры, стилизованные под серебряные украшения, и флорентийская мозаика, для которой использованы только камни, собранные в Бурятии.
В Улан-Удэ есть еще несколько мест, украшенных мозаикой. Например, фасад Городского Дворца детского (юношеского) творчества, который открылся в 1986 году. Первоначально на здании в виде корабля размещалось панно, на котором изображены пионеры у костра, лагерь «Артек» и другие символы советского юношества. Однако материал для мозаики, который везли самолетом из Ленинграда, не подошел к здешним условиям и начал осыпаться. Поэтому сейчас Дом творчества украшает уже современное мозаичное панно. Кроме того, кропотливым трудом мастеров мозаики можно полюбоваться на стенах жилых домов по проспекту 50-летия Октября, 3 и улице Октябрьской, 12; на стене общежития ВСЖД на улице Революции 1905 года, 68 и на здании Центра культуры ВСЖД по улице Цивилева, 50а, а также в здании Аэропорта.
Говоря о культурных учреждениях советской эпохи, нельзя не упомянуть кинотеатр «Прогресс». В 30-е годы он был деревянным и не прекращал работу даже во время войны — в то время там показывали агитационные фильмы и сводки с фронта, а первым фильмом стала драма «Песня о счастье» 1934 года. В 60-е кинотеатр реконструировали и «Прогресс» стал первым в городе зданием из стекла и бетона. Два зала назывались по цвету кресел — красным и зеленым. Сейчас тут кино не показывают, зато появилось множество кафе и кофеен.
Открытие Театра оперы и балета состоялось в 1952 году. Его проектировали еще в 30-е годы как научно-культурный комбинат с концертным залом, музеем, библиотекой и театром, на время войны строительство было заморожено и возобновилось только после ее окончания. Фасад и внутреннее убранство театра соединяет в себе как национальные мотивы, так и классические приметы «сталинского ампира». Входные колонны покрыты орнаментами и стилизованными буддийскими символами, на лепнине можно разглядеть соболей и белок, внутри театра много золота и массивных украшений, а также монументальный горельеф «Дружба народов» и потолок с плафоном, изображающим торжество социалистического строя.
Еще один шедевр советской архитектуры Улан-Удэ — здание Бурятского драматического театра. Он построен гораздо позже, в 1982 году и сочетает уже другой архитектурный стиль — брутализм, — с теми же национальными элементами. На фасаде размещен барельеф «Цветущая Бурятия», а внутри использованы элементы традиционных ремесел: панно бурятской художницы Аллы Цыбиковой, занавес из конского волоса, люстры, стилизованные под серебряные украшения, и флорентийская мозаика, для которой использованы только камни, собранные в Бурятии.
В Улан-Удэ есть еще несколько мест, украшенных мозаикой. Например, фасад Городского Дворца детского (юношеского) творчества, который открылся в 1986 году. Первоначально на здании в виде корабля размещалось панно, на котором изображены пионеры у костра, лагерь «Артек» и другие символы советского юношества. Однако материал для мозаики, который везли самолетом из Ленинграда, не подошел к здешним условиям и начал осыпаться. Поэтому сейчас Дом творчества украшает уже современное мозаичное панно. Кроме того, кропотливым трудом мастеров мозаики можно полюбоваться на стенах жилых домов по проспекту 50-летия Октября, 3 и улице Октябрьской, 12; на стене общежития ВСЖД на улице Революции 1905 года, 68 и на здании Центра культуры ВСЖД по улице Цивилева, 50а, а также в здании Аэропорта.
Говоря о культурных учреждениях советской эпохи, нельзя не упомянуть кинотеатр «Прогресс». В 30-е годы он был деревянным и не прекращал работу даже во время войны — в то время там показывали агитационные фильмы и сводки с фронта, а первым фильмом стала драма «Песня о счастье» 1934 года. В 60-е кинотеатр реконструировали и «Прогресс» стал первым в городе зданием из стекла и бетона. Два зала назывались по цвету кресел — красным и зеленым. Сейчас тут кино не показывают, зато появилось множество кафе и кофеен.
Советские памятники
Сложно в это поверить, но когда-то площадь Советов не была центральной, а все общественные мероприятия проводились на площади Революции. 7 ноября 1926 года на площади Советов, тогда еще Нагорной, открылся Памятник павшим борцам за коммунизм. Долгое время он был единственным памятником в городе.
Спустя сорок лет памятник перенесли на его сегодняшнее место, на площади Революции, а 2 ноября 1971 года был открыт самый знаменитый памятник Владимиру Ленину, из-за которого Улан-Удэ теперь называют «город с головой». Две части огромного монумента отлили в Мытищах и доставили сюда по железной дороге. Этим завершилось формирование ансамбля главной площади города.
В советское время в Улан-Удэ, как и во многих других городах страны, большое внимание уделяли монументам на военную тематику. Среди самых запоминающихся — памятник в честь воинов Бурятии, погибших в годы Великой Отечественной войны на Комсомольской площади. Фигуры скульптора Александра Тимина, изображающие двух солдат — русского и бурята, полны решимости и отваги. К слову, за ними располагался еще один популярный в те времена кинотеатр «Октябрь», который сейчас заменила новостройка.
Памятников, посвященных писателям и ученым, сохранилось не так уж много. Скульптура первого бурятского ученого Доржи Банзарова установлена у Бурятского государственного университета в 1957 году. В это же время создана фигура великого поэта Александра Пушкина — сейчас скульптура находится во дворе Хореографического колледжа по улице Ербанова, 3. Еще одна литературная фигура украшала советский парк культуры и отдыха, который называли Горсад. Теперь отреставрированную скульптуру можно увидеть во дворе школы № 35.
Сложно в это поверить, но когда-то площадь Советов не была центральной, а все общественные мероприятия проводились на площади Революции. 7 ноября 1926 года на площади Советов, тогда еще Нагорной, открылся Памятник павшим борцам за коммунизм. Долгое время он был единственным памятником в городе.
Спустя сорок лет памятник перенесли на его сегодняшнее место, на площади Революции, а 2 ноября 1971 года был открыт самый знаменитый памятник Владимиру Ленину, из-за которого Улан-Удэ теперь называют «город с головой». Две части огромного монумента отлили в Мытищах и доставили сюда по железной дороге. Этим завершилось формирование ансамбля главной площади города.
В советское время в Улан-Удэ, как и во многих других городах страны, большое внимание уделяли монументам на военную тематику. Среди самых запоминающихся — памятник в честь воинов Бурятии, погибших в годы Великой Отечественной войны на Комсомольской площади. Фигуры скульптора Александра Тимина, изображающие двух солдат — русского и бурята, полны решимости и отваги. К слову, за ними располагался еще один популярный в те времена кинотеатр «Октябрь», который сейчас заменила новостройка.
Памятников, посвященных писателям и ученым, сохранилось не так уж много. Скульптура первого бурятского ученого Доржи Банзарова установлена у Бурятского государственного университета в 1957 году. В это же время создана фигура великого поэта Александра Пушкина — сейчас скульптура находится во дворе Хореографического колледжа по улице Ербанова, 3. Еще одна литературная фигура украшала советский парк культуры и отдыха, который называли Горсад. Теперь отреставрированную скульптуру можно увидеть во дворе школы № 35.